Росбалт, Санкт-Петербург,
27 марта 2014 г.
Страсти по ОСАГО 827 просмотров
Правительство РФ одобрило пакет поправок в закон об ОСАГО ко второму чтению в Госдуме. Согласно нововведениям, максимальная сумма страховых выплат увеличится до 400 тыс. рублей.
Соответственно, стоимость полиса ОСАГО также возрастет. Кроме того, повысится и потолок выплат по европротоколу — с 25 до 50 тыс. рублей. При этом для городов-миллионников сделают исключение: при условии фото- и видеофиксации ДТП максимальная сумма выплат может достичь общей по ОСАГО — 400 тысячам. Ожидается, что Госдума одобрит проект уже этой весной. Однако не все эксперты довольны его содержанием.
Согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), рынок ОСАГО в прошлом, 2013 году оценивается почти в 140 млрд рублей. Однако эта сумма, по уверению начальника управления методологии страхования Союза Михаила Порватова, не предел. Он убежден, что система ОСАГО, существующая в неизменном виде вот уже почти 10 лет, нуждается в серьезном изменении. «Сейчас автопарк существенно обновился, поэтому понятно, что страховые лимиты нужно повышать», — объясняет эксперт. Однако за увеличением страховых выплат автомобилистам неизбежно следует и подорожание самих услуг страхования. Вполне вероятно, что стоимость ОСАГО увеличится на 40%, по крайней мере, о таком показателе заявляют эксперты. Тем не менее, это не единственные нововведения, предусмотренные законопроектом.
По словам Михаила Порватова, в Союзе автостраховщиков почти закончили разработку единой методики независимой технической экспертизы, которая вскоре будет представлена Центробанку и затем, возможно, узаконена. Кроме того, в законопроекте уделено внимание процедуре прямого возмещения убытков, которая, по словам представителя РСА, будет упрощена. Если раньше страховые компании, стремясь уменьшить свои расходы, выплачивали только мелкие убытки, а выплаты крупных старались всеми правдами и неправдами избегать, то теперь, как заявил Порватов, «институт прямого возмещения убытков станет безальтернативным».
Планируется также развить тенденцию распространения на ОСАГО закона о защите прав потребителей. «Важно понять, насколько добросовестно страховщик выполняет свои обязанности. Поэтому основное наше предложение заключается в том, что если страховщик в установленные сроки не совершил выплаты или не направил мотивированный отказ, то вступает в силу закон о защите прав потребителей», — сказал Порватов. При этом Союз автостраховщиков настаивает на том, что «страховщик зачастую не знает, что произошло ДТП и потерпевший на что-то претендует», и прежде, чем идти с иском в суд, нужно обратиться в страховую компанию за возмещением вреда. Это также планируется закрепить законодательно.
Еще один немаловажный пункт в законопроекте по изменению норм ОСАГО — увеличение лимита выплат по так называемому европротоколу (для его оформления не требуется участие сотрудника ГАИ) с 25 тысяч рублей до 50. Примечательно, что в крупных городах для этой опции будет действовать исключение: потолок выплат по европротоколу будет равняться общей сумме по ОСАГО — предположительно, 400 тысячам рублей. Однако в связи с этим новшеством РСА опасается существенного роста бытового мошенничества. Поэтому норма выплат по европротоколу будет распространяться только в случаях наличия фото- и видеофиксации ДТП.
В свою очередь у пешеходов имеются свои претензии к готовящемуся законопроекту. «Выплаты за вред здоровью и жизни в прошлом году составляли от 0,1% до 0,5% от суммарных выплат. Это связано с тем, что человек должен был собрать около 40 документов, выписок. Понятно, что когда посрадавший попадает в больницу, ему некогда собирать документы. Поэтому все выписки и возмещения, которые выплачивались по ОСАГО, были связаны в основном с потерями в зарплате», — рассказывает председатель движения «Союз пешеходов» (СП) Владимир Соколов. По его словам, по настоянию Минфина, в новом законе появится пункт о предварительных выплатах – на медикаменты и лечение пострадавшим в результате ДТП пешеходам.
Выплаты будут производиться на основании таблицы с перечнем конкретных разновидностей травм, а для их получения нужно будет лишь подтвердить факт ДТП и предоставить справку из больницы о получении травмы. При этом, согласно нынешнему закону, денежную компенсацию может получить только сам пострадавший либо его родители. СП обратился в правительство РФ с просьбой установить конкретные сроки подачи необходимых документов и позволить взаимодействовать со страховщиком и другим родственникам. По подсчетам организации, в случае реализации этих обращений, на плечи страховых компаний ляжет ответственность выплаты 9 млрд рублей.
Как заявил Владимир Соколов, СП обратился в Центробанк с просьбой привести выплаты пешеходам и пассажирам общественного транспорта «к единому знаменателю» — 2 млн рублей. Последний момент, которому уделил внимание председатель «Союза пешеходов» — выплата компенсаций жертвам ДТП, которые имеют несовершеннолетних детей или являются опекунами. «Таким людям компенсации не положены по закону. Но как их жизнь компенсировать? Как семьям их компенсировать — неясно. Это тоже проблема. Ее мы пытаемся с Центробанком решить», — пояснил Соколов.
Председатель Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев выступил в поддержку изменений ОСАГО, но – резко против повышения тарифов на страховку. Главный его аргумент заключается в том, что проблема банкротства страховых компаний полностью надумана. «Уважаемые страховщики говорят о том, что у них низкие тарифы, они не повышались с 2003 года. Но давайте посмотрим на структуру выплат. Согласно данным Страхнадзора, по итогам 2013 года у страховщиков осталось 182 млрд рублей. Это говорит о том, что страховщики могут абсолютно безболезненно поднять тарифы по выплатам до 400 тысяч, и при этом не понесут никаких убытков. Все убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде. Никто их проверить не может», — заявил Канаев.
По его словам, ФАР поддержит реформу закона об ОСАГО только тогда, когда общественности будет предоставлена открытая база всех страховых выплат и операций, а каждый автовладелец получит возможность выбрать между материальными выплатами и ремонтом, дабы избежать такой формулировки как «износ автомобиля».
«Прежде, чем мы будем обсуждать изменения в законодательстве, мы должны получить статистику. Мы должны убедиться в том, что страховые компании все-таки начали выплачивать деньги клиентам. Решения судов по вопросу защиты прав потребителей говорят нам о том, что все свои обещания страховая компания обязана выполнять, и у нас нет оснований не доверять решениям судов. Если страховая компания будет придерживаться буквы закона и выплачивать все суммы, претензии исчезнут, сами компании перестанут нести многомиллиардные убытки, и мы сможем обсудить те моменты, когда у страховщиков не хватает средств на выплаты», — добавил он.
«Ни для кого не секрет, что страховщики сокращают бизнес по ОСАГО намеренно. Если ОСАГО такой прибыльный бизнес, то зачем, спрашивается, они это делают? Страховщики о кризисной ситуации в ОСАГО говорят уже год», — возразил на выпад оппонента Михаил Порватов.
Но основной аргумент — повышение страховых лимитов. По мнению Натальи Данзурун, замдиректора Департамента страховых рейтингов, средние выплаты по возмещению ущерба здоровью после реформы должны возрасти с 30 тыс. рублей до 100 тыс. Увеличение выплат по остальным параметрам станет убыточным для страховых компаний, а потому, чтобы избежать ухода ряда игроков с рынка, не остается вариантов, кроме как повысить тарифы в среднем на 40%.
Вопросом реформы системы ОСАГО заинтересовались и социологи. Согласно данным ВЦИОМ, подавляющее большинство автовладельцев (74%) свыклось с обязанностью оформлять страховой полис. Против существующей уже 10 лет нормы выступают лишь 17% опрошенных. Примечательно, что 42% респондентов выразили готовность платить больше за улучшение услуг автострахования, однако чуть большее число граждан (44%) устраивает и действующая ситуация. «Мы констатируем тот факт, что ОСАГО укоренился в общественном сознании. Автопользователи распределены в равных долях в отношении тех, кто не хотят изменений, а также тех, кто рассматривает для себя возможность увеличения стоимости полиса. Однако вторые, конечно, хотят получить дополнительные преимущества от переплат», — заключил первый заместитель руководителя отдела социально-политических исследования ВЦИОМ Кирилл Родин.
Денис ГОЛЬДМАН
Вся пресса за 27 марта 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 мая 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Правительство раскритиковало идею сокращения доходов страховых медорганизаций

|
|
СенатИнформ, 7 мая 2025 г.
Сенатор Владимиров предложил ввести налоговые вычеты при страховании самозанятых

|
|
Интерфакс, 7 мая 2025 г.
ЕС может ввести санкции против «Сургутнефтегаза» и страховой компании «ВСК»

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Bloomberg: ЕС включит в 17-й пакет санкций против РФ «Сургутнефтегаз» и ВСК

|
|
cbr.ru, 7 мая 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Медвестник, 7 мая 2025 г.
Регуляторы разъяснили условия назначения штрафов для поликлиник по итогам контроля

|
|
ИркутскМедиа, 7 мая 2025 г.
В Иркутске суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-главы страховой компании

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 7 мая 2025 г.
Страховая компания на Урале проиграла суд ипотечнице с онкозаболеванием

|
|
Аргументы и факты в Беларуси, 7 мая 2025 г.
На добровольное страхование авто в Беларуси приходится 19% взносов

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-руководителя страховой компании из Приангарья

|
|
Ведомости, 7 мая 2025 г.
Система ОМС теряет 179 млрд рублей при выполнении врачами немедицинских задач

|
|
Sputnik Молдова, 7 мая 2025 г.
Медстрах Молдовы сообщает о росте доходов в январе-апреле на 24%

|
|
Коммерсантъ, 7 мая 2025 г.
Банк устраняет посредника

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Минздрав обновит типовой договор на оплату медпомощи по ОМС

|
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|